Прежде чем разбираться в причинах нехватки бизнес-тренеров, стоит выяснить, каковы должны быть плоды их работы. Образ лектора с бумажкой, который в течение нескольких часов зачитывает свой талмуд скучающей аудитории, давно ушел в прошлое. Потраченные на такое занятие время и деньги можно считать выброшенными на ветер. Современный тренинг отличается от традиционного «лекционного» чисто практической направленностью. Основной акцент в нем делают на получение навыков, необходимых в повседневной работе. Любую программу пишут под индивидуальные нужды компании-заказчика, под предлагаемые ею услуги и конкретную специфику ее деятельности.
Роль же тренера заключается в том, что он, контролируя процесс, помогает «студентам» остановиться на нужной модели принятия решения. В форме тренинга можно построить все что угодно — от обучения менеджеров по продажам до разбора психологической обстановки на предприятии. Кроме того, преподаватель анализирует проблемы фирмы в качестве стороннего наблюдателя, то есть, по сути, представляет собой независимого эксперта. Благодаря его действиям начинается более тесное общение между сослуживцами, они обмениваются накопленным опытом и в качестве бонуса получают специализированные знания, которые понадобятся им в дальнейшем. Рассматриваемая форма обучения дает людям возможность повышать свой профессиональный уровень, не меняя одну компанию на другую, работая и совершенствуясь в одном месте. В итоге сокращается текучка, организация создает собственный «золотой» кадровый резерв, сплоченный коллектив, что избавляет начальство от необходимости искать людей «с улицы». Сегодня тренеры работают либо частным образом, либо через особые центры. Сравнивать их деятельность достаточно сложно, у всех есть свои плюсы и минусы. Поэтому, прежде чем обращаться к тому или иному специалисту, следует опросить его бывших клиентов: остались ли они довольны, есть ли у них какие-либо нарекания и замечания. Одно можно сказать с уверенностью: высокое качество работы всегда гарантирует профессионалу получение заказов в будущем.
Круг проблем
Основная трудность, с которой сталкиваются желающие овладеть этой специальностью, — отсутствие стандартизированной схемы профильного обучения. Хотя здесь же кроется главная причина индивидуальности каждого потенциального «гуру» — ведь профессионал сам вырабатывает свой неповторимый стиль, включающий в себя виртуозное владение как опытом различных психологических школ, так и «жанрами» активного обучения (видео-тренинг, семинар, практический семинар и так далее). В задачу тренера также входит правильный подбор программы для решения индивидуальных проблем заказчика. Чтобы получить все необходимые навыки, закрепить их и уйти в свободное плавание, требуется большой срок и серьезная практика. Ни один вуз в нашей стране не дает специализированного высшего образования соответствующего профиля, и учиться приходится в разнообразных школах. Курсы там кратковременны и часто различаются по направленности: психология, продажи, управление, менеджмент… Каждое направление предлагает свой минимальный комплекс приемов, которые требуется усвоить и довести до автоматизма. Чтобы не оставаться узким специалистом, а расширять сферу своего профессионального применения, тренеру приходится постоянно проходить дополнительное обучение в различных школах, ориентируясь на специфику их подготовки.
Бывает так, что квалификации молодого бизнес-тренера не хватает для полноценной работы с аудиторией. Очень часто начитавшийся западных книжек юнец сталкивается с матерыми практиками, которым совершенно неинтересен пересказ прописных истин, пестрящий фактическими ошибками. Отсутствие примеров из жизни и собственных решений лишает тренера доверия со стороны «студентов», которые изначально воспринимают его как книжного червя. Подобное «любительство» вызывает у людей предвзятость и даже агрессию, справиться с которой под силу далеко не каждому профи. Кроме того, порой приходится действовать на чужом поле, где необходимо быстро адаптироваться и подстраиваться под слушателей, скептически относящихся к предстоящему обучению. Переломить ситуацию, перевести ее в конструктивное русло бывает достаточно сложно.