Повышение квалификации приводят в систему: образуют очередь из желающих (или тех, кто должен) побывать на тренингах, а также определяют приоритеты среди различных курсов. Тематика зависит от специфики организации, а форма проведения обучения — от целей, поставленных педагогами. Если, к примеру, требуется достаточно быстро выдать ученикам большой объем информации, самыми эффективными становятся лекции.
Причем не такие, как в институте. Лекции для профессионалов представляют собой открытые дискуссии, где обсуждаются те или иные сложности. Когда речь идет о конкретной проблеме, характерной для многих компаний, часто выбирают такую форму, как семинар. Его участники совместно вырабатывают самые приемлемые варианты решения вопроса. Тренинг — способ развития управленческих или коммерческих навыков, но не навыков вообще, а конкретных: слушателей учат мотивированию, проведению переговоров и презентаций, ведению эффективных продаж. Значительная часть времени на таких занятиях представляет собой деловую игру и разбор полетов после нее. В игре участники учатся правильно и адекватно вести себя в той или иной ситуации.
Но, вступив на путь обучения, фирмы обычно не оставляют попыток сэкономить. Рано или поздно у них вполне закономерно вызревает решение организовать обучение своими силами. Для этих целей приглашают профессионала, который должен разработать программы в соответствии с запросами предприятия. Однако в конце концов этот «гениальный вариант» дает сбой: компания развивается, и одного тренера со временем оказывается недостаточно. Кроме того, для обучения менеджеров топ-уровня все равно необходимы внешние тренеры.