Говоря о том, как влияет посещаемость занятий студентом на его успеваемость, необходимо коснуться нескольких причин отсутствия ученика. Классически их подразделяют на два вида: «уважительные» и «неуважительные». Кроме того, стоит не только классифицировать пропуски, но и выяснить их сущность. Традиционная российская система образования, построенная на трудах советской эпохи, предусматривает серьезное отношение к посещаемости студентов, в отличие от многих западных стран. Нередко можно столкнуться с тем, что присутствие ученика на лекциях или практических занятиях играет решающую роль при его последующей аттестации.
Для начала стоит сказать о том, что, несмотря на значительную роль посещаемости студента в образовательном процессе, этот аспект до сих пор не регламентирован в теории педагогики, поэтому каждый преподаватель самостоятельно выстраивает отношение к данному фактору. Зачастую недобросовестность ученика, касающаяся подготовки к уроку, посещений занятий в вузе, даже при достаточном наличии знаний, не дает ему возможность получить высокую оценку на экзамене. Эта тема до сих актуальна в России, так как отечественная система образования все еще находится в стадии «перехода» от советского уровня развития к международному. Однако, проблемой посещаемости студентов занимались великие мыслители еще несколько сотен лет назад.
Важно понимать, что западные страны готовят детей к самостоятельному познанию еще с начальных классов школы, где перед учениками ставятся серьезные задачи для изучения дома. Таким образом, у человека формируется представления о том, что именно он может осознать сам. Такой подход позволяет будущим студентам оценить уровень собственных сил при самостоятельном изучении, что и дает возможность адекватно выбирать те дисциплины, в которых он может разобраться сам. Как правило, студенты предпочитают изучать гуманитарные предметы (языки, история, социология и др.) дома, а технические дисциплины (математика, физика, статика и др.) при помощи преподавателя. Однако, в России такая практика отсутствует, поэтому то время, которое ученик мог бы выделить на самостоятельное изучение, зачастую тратится на то, что не связано с образованием.
Важно сказать, что почти во всех западных университетах сейчас присутствует исключительно коммерческая форма обучения, в отличие от России, где практически каждый желающий может получать высшее образование за счет бюджета государства. Это накладывает высокий уровень ответственности вузов над выпускниками, так как некомпетентные специалисты, обучавшиеся за счет налогоплательщиков, не смогут принести высокой пользы общественности.
В 1997 году российские исследователи провели опрос в 9 ведущих вузах страны: Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (МГУ), Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), Московском инженерно-физическом институте (МИФИ), Московском государственном социальном университете (МГСУ), Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова (РЭА), Московском институте радиоэлектроники и автоматики (МИРЭА), Современном гуманитарном университете (СГУ), Московском педагогическом университете им. Н.К. Крупской (МПУ) и Московском государственном педагогическом университете им. В.И. Ленина (МГЛУ). В опросе принимало участие 1253 человека.
Выборка предполагала опрос одной учебной группы на каждом факультете во всех представленных учебных заведениях (от 10 до 36 студентов). Официальные статистические данные показывали, что в среднем студенты пропускают примерно 32% занятий. Данные опроса показали, что на вопрос «Как часто Вам приходится пропускать занятия?» 54 % человек ответили - «иногда», а 21% - «часто». Исходя из этого можно сказать, что реальные данные и результаты опроса расходятся. Что касается отношения студентов к предмету изучения, то 45% из них не посещают определенные дисциплины из-за отсутствия интереса к ней, а 86% чаще посещают те занятия, которые им интересны. Высокую роль в посещаемости играет состояние здоровья учеников, 34% участников опроса пропускают занятия из-за болезней. 29% респондентов ссылаются на некачественно составленное расписание, объясняя это учебой во «вторую смену» или другими факторами. Почти половина студентов (45%) обращают особое внимание на профессионализм и качество подачи материала преподавателем. 64% участников опроса считают, что студенты пропускают занятия по определенному предмету из-за того, что преподаватель некачественно подает материал, и 55% из-за того, что он неправильно выстраивает общение с учениками.