В 1990‑е годы лишь некоторые российские компании экспериментировали с внедрением корпоративных образовательных программ. Сегодня же расходы на дополнительное обучение персонала закладывает в свой бюджет большинство крупных коммерческих структур. Видимо, все дело в требованиях, предъявляемых к участникам рынка бурно развивающейся отечественной экономикой. Одно из них, безусловно, касается уровня подготовки специалистов. И тут проявляются проблемы нашей системы высшего образования, ведь часто вузы поставляют работодателям либо специалистов‑«полуфабрикатов», либо достаточно квалифицированных профессионалов, но имеющих пробелы в знаниях. И первых и вторых фирмам все равно рано или поздно придется подтягивать за свой счет. С другой стороны, не экономя на обучении сотрудников, в краткосрочной перспективе предприниматель существенно выигрывает, ведь он повышает конкурентоспособность бизнеса (за счет экономии средств и ресурсов, выработки эффективных стратегий и т. д.), а значит, и прибыль. Но главное — в первую очередь сами служащие обычно заинтересованы в дополнительном образовании, так как это напрямую влияет на их рыночную стоимость как профессионалов. Если же речь идет о человеке солидного возраста, то стимулом вновь взяться за учебники становится стремление выиграть в жесткой конкурентной борьбе с молодыми работниками.
«Выпускники вузов, пришедшие к нам в фирму за последние два-три года, как правило, имеют не одно высшее образование, знают иностранные языки и прекрасно разбираются в передовых технологиях, — рассказывает Сергей Петрович, менеджер среднего звена, в недавнем прошлом подполковник Российской армии. — Кроме того, они в нашем деле чувствуют себя словно в родной стихии. Мне еще повезло: я работаю не в иностранной, а в российской компании, где личные качества нижестоящего руководителя часто перевешивают в глазах шефа его знания и навыки. И, дабы не давать молодым коллегам повода для напрасных мечтаний о моем кресле, я упросил начальство дать мне направление на учебу». Итак, хорошее образование становится синонимом успеха. Раньше сотрудникам с лучшей профессиональной подготовкой платили меньше. Кажется, те странные времена безвозвратно прошли. Будем также надеяться, что в дальнейшем никогда не повторится печальный пример коммунистического Китая времен председателя Мао, когда всех интеллигентов власть объявила реакционерами, капиталистическими наймитами и призвала молодых головорезов‑хунвэйбинов уничтожать своих учителей и профессоров без суда и следствия как вредных паразитов. И это в стране, где еще тысячу лет назад для чиновников всех рангов была обязательной сдача сложных экзаменов при поступлении на работу! Сегодня с улыбкой можно вспоминать примеры из нашей недавней советской жизни, когда какой-нибудь выпускник физмата тщательно скрывал от кадровиков свое вузовское прошлое, лишь бы получить доходное место мясника в универмаге или грузчика в аэропорту. Но, к счастью, в современной нам России, как и во всем цивилизованном мире, доход трудящегося человека напрямую зависит от его образованности. И, безусловно, мудро поступает тот, кто, даже добившись чего-то в жизни, все равно стремится к новым знаниям. А теперь рассмотрим основные варианты, как совместить карьеру и учебу.