По словам руководителей ведущих туристических вузов, иностранные языки в их учебных заведениях студентам преподают и необходимые туроператорами знания дают в полном объеме. Однако выпускники все равно не дотягивают до требуемого уровня. Что же нужно предпринять?
«Изучив мировой опыт подготовки специалистов в области туризма и индустрии гостеприимства, мы пришли к пониманию, что систему обучения студентов, принятую в России, надо менять», — заявил проректор МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой рекреационной географии и туризма Виктор Кружалин. «Требуется разработка и реализация инновационного проекта развития системы непрерывного профессионального образования, интегрированного с наукой и турбизнесом. Возможно, тогда мы решим основные проблемы, — продолжил он. — Также мы всячески поддерживаем целевой заказ на подготовку конкретных специалистов со стороны отрасли. А что касается решения проблемы нехватки практических часов, то, как я уже говорил, необходимо создавать тренинговые центры. Примером может служить учебный научно-производственный комплекс, открытый в Орловской области».
«Хорошо, что за кадровую проблему взялись и органы управления образованием, и органы управления туризмом, — заявил ректор Института туризма и гостеприимства Александр Федулин. — Присоединение в 2003 году к Болонскому процессу существенно повлияло на цели и содержание российских образовательных реформ. На первый план вышли общеевропейские ориентиры в формировании системы подготовки специалистов. В современных условиях необходим переход от пассивной роли студента к активной позиции равноправного элемента образовательного процесса. При этом активная роль преподавателя не исчезает, а корректируется в сторону наставника, заинтересованного наблюдателя и партнера. Но такой переход возможен только на системном уровне, который предполагает формирование принципиально новых подходов к реформированию системы профессионального образования в сфере туризма. При этом очень важно сохранить и приумножить традиции российского высшего образования».